Проблемы отечественного рынка онлайновой торговли

Рассуждая о проблемах онлайновой торговли, мы намеренно не включаем сюда логистику, склад и доставку, а также бухгалтерию и организацию call-центра. Эти проблемы лежат вне сферы нашего внимания, и статья посвящена преимущественно трудностям в части автоматизации и продвижения интернет-магазинов.
Онлайн-магазин

Электронная коммерция вообще и онлайн-торговля в частности получили на сегодняшний день широкое распространение. Наиболее отличился в этом отношении американский рынок – крупные онлайн-магазины практикуют доставку по большей части земного шара с помощью DHL, FedEx, USPS и пр. Использование банковских карт, а также достаточное количество платежных систем подразумевает беспроблемную оплату товаров.

Российский рынок, как обычно, на шаг позади. Но мы все-таки можем похвастаться несколькими крупными онлайн-магазинами, предпочитающими торговлю книгами, dvd, игрушками, подарками – то есть тем товаром, который создает наименьшее количество проблем при перевозке, продаже и складировании. Тот же принцип лежит в основе процветания интернет-аптек с поправкой на существование одной лишь сложности - срок годности лекарств все-таки ограничен. Крупногабаритным же товаром торгуют, к примеру, небольшие мебельные магазины, имеющие довольно скромный ассортимент и испытывающие непреходящие трудности по части оперативной доставки. Устойчивую активность проявляют магазины бытовой техники и электроники. Немногочисленный клан магазинов, занимающихся продажей продуктов через интернет и их доставкой, пополнил свои ряды «Утконосом», делающим ставку именно на удаленные заказы, но ограничивающим сферу их доставки Москвой и областью.

Распространенные ошибки

Присутствие в информационной сети позволяет минимизировать затраты и найти новых потребителей, помогая малым и средним компаниям выдерживать конкуренцию с более крупными. Интернет увеличивает рекламные возможности как по части глобализации, так и по части простоты создания рекламного сообщения. К сожалению, только узкий круг компаний уделяет онлайн-торговле то внимание, которого она заслуживает. Во-первых, в большинстве случаев руководство интернет-ресурсом возлагается на какого-нибудь сотрудника в качестве дополнительной нагрузки. Ошибочность такого подхода выясняется с течением времени, но иногда даже не осознается как одна из причин краха проекта. Во-вторых, проекты часто сворачиваются якобы вследствие неэффективности, в то время как основной причиной является некомпетентность управления. Непрофессионализм среднего звена менеджмента оказывается смертельным для большинства стартапов.

Стратегия развития проекта

Интернет-проекты, разумеется, тоже должны подчиняться внутренней бизнес-схеме. Но при этом не вступая в противоречие со спецификой веб-систем. Стратегия развития интернет-проекта обязана быть достаточно гибкой, чтобы эволюционировать под влиянием конъюнктуры и в зависимости от стадии развития проекта. Одна из распространенных управленческих ошибок заключается в отсутствии стратегии или ее непоследовательности. В основном, это связано с размытым представлением о специфике онлайн-торговли. Очевидным остается только то, что интернет-проект и корпоративный проект, если он существует, должны четко взаимодействовать, несмотря на возможные технологические проблемы. А проблемы начинаются с самого начала проекта. Одна из них заключается в разработке и поддержке интернет-магазина, достаточно функционального как в клиентской, так и в серверной части, а также в организации актуальной и подробной базы товаров. Немаловажным является и рекламное продвижение. Как правило, проект оказывается действенным только при совокупности этих факторов. И грамотное руководство заключается именно во внимательном отношении к каждому из них.

Поиск разработчика

Включение в штат компании сотрудников IT-отдела – от веб-дизайнера до программистов – для создания и поддержки сайтов или систем электронной коммерции является одной из распространенных ошибок, так как содержание такой команды нерентабельно в рамках одного проекта. Зарубежные интернет-проекты давно и стабильно отдаются в аутсорсинг компаниям, специализирующимся на предоставлении услуг по созданию и сопровождению веб-систем. А отечественные предприниматели зачастую предпочитают обходиться внутренними ресурсами своих компаний, что отрицательно сказывается на качестве и развитии интернет-проектов. Если даже уже принято решение о поиске стороннего разработчика, то его выбор тоже неоднозначен и осложняется чрезмерной широтой диапазона цен и качества.

Выбор программного продукта

Следующий выбор касается программного обеспечения. Инициировать собственные разработки или использовать готовое ПО – это зависит скорее от требований к функциональности будущего магазина. В случае, когда набор необходимых функций достаточно типичен, гораздо разумнее будет воспользоваться «коробочным» вариантом. В этом случае на роль оптимального ПО более всего подходит бесплатный программный продукт Magento. Эта разновидность интернет-магазина с открытым исходным кодом дружелюбна по отношению к пользователям, наиболее отвечает современным стандартам интернет-маркетинга, динамично развивается и обладает множеством полезных компонентов и модулей, которые добавляются практически ежедневно. Легко конфигурируемый, мультиязычный и мультидоменный продукт позволяет управлять несколькими магазинами из одной административной панели. Недостатком является тот факт, что система работает исключительно с базой данных mySQL и на данный момент непосредственная работа с другими БД не реализована.

Интернет-маркетинг

Не последним по значению для успешной работы проекта является грамотный интернет-маркетинг. При создании магазина надо проработать название и фирменный стиль в соответствии не столько с пожеланиями инициаторов проекта, сколько с требованиями и вкусами целевой аудитории. А после того, как магазин начнет функционировать, особое внимание надо уделить рекламе его конкурентных преимуществ. И, естественно, организовать поисковое продвижение магазина, которое подразумевает привлечение целевой аудитории путем повышения позиций сайта в выдаче по целевым запросам в навигационных ресурсах, а также отдельно позаботиться о контекстной рекламе. Но, разумеется, этими вопросами должны заниматься профессионалы – интернет-маркетолог или квалифицированный SEO-специалист.

Только при грамотном ведении поискового продвижения сайта в то время, как вы продвигаете магазин, магазин, в свою очередь, будет продвигать ваши товары и услуги, являясь активным инструментом рекламы. Этот факт надо учитывать при оценке результатов работы ресурса. Кроме вычисляемой финансовой прибыльности от магазина, было бы ошибочно не учитывать, что, как правило, проект косвенно повышает прибыль инициировавшей проект компании путем увеличения ее популярности и доверия к ней.

Перспективы

Только руководитель, способный охватить и решить все вышеперечисленные задачи в комплексе, сможет добиться успеха и получить эффективный и прибыльный инструмент развития бизнеса. А перспективы развития онлайновой торговли в России огромные. Эта область будет успешно развиваться, согласно реально имеющей место и постоянно растущей потребности в такого рода услугах. Наиболее вероятно увеличение объемов продаж в несколько раз по сравнению с существующими в настоящий момент.

Смотрите также:
  • создание интернет-магазина на платформе CMS Magento,
  • создание интернет-магазина на платформе 1С-Битрикс.
Мы занимаемся разработкой, поддержкой и продвижением веб-проектов
c 2002 года.

Наши новости